На благо клиента

В США банкротятся торговые сети и потребительские компании

«Мы являемся свидетелями апокалипсиса в розничной торговле», – пишет старший редактор Forbes Вальтер Лёб. По его подсчетам, американские компании в текущем году уже закрыли или намерены закрыть 9413 магазинов в США и по всему миру. Для сравнения: за весь 2019 год было закрыто 9302 магазина, а 2018 г. – 5700 магазинов. Это процесс начался еще 10 лет назад из-за конкуренции офлайна с онлайн-ритейлерами и затрагивает все крупные рынки в мире.
Например, 10 июля объявила об убытках в I квартале 2020 г. (период с марта по май) в размере $27,2 млн японская компания Ryohin Keikaku, которая под брендом Muji производит и продает через собственные сети в Японии, США, Канаде, Австралии, странах Европы и Азии товары для дома и путешествий, одежду, мелкую электронику и аксессуары. Название бренда – первые четыре буквы словосочетания Mujirushi Ryohin, что на японском означает «качественные товары без марки». Товары компании исполнены с небольшим выбором цветовых решений и в минимальной упаковке. Компания не тратит много средств на рекламу и традиционный маркетинг, рассчитывая на сарафанное радио.
Свой бизнес в Японии Ryohin Keikaku пытается спасти за счет новых партнерств и услуг. Товары Muji будут продаваться в 14 000 мини-маркетов сети Lawson: во время пандемии покупатели стали посещать в основном такие магазинчики у дома. Кроме того, как пишет агентство Bloomberg, Muji предложила в Японии услугу аренды мебели для тех, кто работает удаленно. Так, аренда набора из стола и стульев в зависимости от срока договора может обойтись всего в $7 в месяц.
Но в Японии магазины и не закрывали на время карантина. А в США вся сеть Muji не работала с марта (и сейчас открыты только 60% магазинов). 9 июля компания объявила, что подала заявку о банкротстве по главе 11 кодекса США о банкротстве. Как отмечает The Wall Street Journal (WSJ), на 1-м месте в списке кредиторов компании стоят арендодатели. В официальном заявлении Muji USA о начале процедуры банкротства говорится, что долги компании составляют $64 млн и что в течение 180 дней компания представит кредиторам план финансовой реструктуризации.
Банкротство по главе 11 не предполагает ликвидацию компании – речь идет о реструктуризации бизнеса и очистке его от долгов. В первой половине 2020 г. количество заявок на эту процедуру в США выросло на 26% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достигло 3604, приводит WSJ данные юридической фирмы Epiq Systems. При этом в июне 2020 г. по отношению к июню прошлого года рост составляет целых 43% – до 609 заявок.
О банкротстве по главе 11 также объявили старейшая в мире контора по прокату автомобилей Hertz, один из самых известных производителей женского нижнего белья Viсtoria’s Secret, международная сеть фитнес-центров Gold’s Gym International, сеть магазинов одежды J.Crew, сеть универмагов J.C. Penney (основана 118 лет назад), сеть универмагов люксовых марок Neiman Marcus (основана 112 лет назад), сеть универмагов-дискаунтеров Stage Stores и одна из старейших компаний по пошиву мужской одежды Brooks Brothers (основана 202 года назад). Все из них так или иначе пострадали от ухода покупателей в онлайн, а Brooks Brothers – еще и от общей тенденции к ослаблению корпоративных требований по дресс-коду.
«В каждой эпохе у нас были свои проблемы, но мы всегда были уверены, что сможем с ними справиться. В последние 4–5 лет розничная торговля сильно изменилась, и мы менялись вместе с ней. Но коронавирус ударил по нам так сильно, что справиться с этим ударом было невозможно», – заявил в интервью WSJ владелец Brooks Brothers, итальянский миллиардер Клаудио дель Веккио. Возможно, в ходе реорганизации торговая марка Brooks Brothers будет продана, цитирует WSJ источники, знакомые с ситуацией в компании. Среди возможных покупателей называют Authentic Brands Group LLC, уже владеющую одежной сетью Barneys New York и изданием Sports Illustrated.
Brooks Brothers является одним из немногих американских производителей одежды, у которого остались производственные мощности в США. И хотя в стране выпускается лишь малая часть продуктовой линейки, реструктуризация бизнеса компании может стоить работы гражданам страны. Пока ситуация на рынке труда не столь драматична, как в области корпоративных банкротств. Как заявил WSJ Эндрю Челленджер, старший вице-президент компании Challenger, Gray & Christmas, которая помогает своим клиентам в процессе трудоустройства увольняемых сотрудников, «увольнения не следуют непосредственно за объявлением о банкротстве, так что, скорее всего, мы увидим последствия банкротств первой половины текущего года в течение ближайших месяцев».
По данным Challenger, Gray & Christmas, американские работодатели объявили в этом году о сокращении 9600 рабочих мест в связи с банкротствами, что намного меньше аналогичного показателя прошлого года, когда из-за банкротств работу потеряли 41 200 американцев. Вообще, в прошлом году в США был установлен рекорд по этому показателю за последние 14 лет: работы лишились более 62 000 человек, львиная доля которых были заняты в ритейле. В текущем году сокращения помимо сектора розницы затронули сектор услуг и индустрию развлечений.
Как отмечает юрист по делам о банкротстве из бюро Ross & Smith PC Рэйчел Смайли, в ближайшие месяцы количество заявок о банкротстве в США может опять пойти вверх из-за окончания срока действия госпрограмм выделения помощи компаниям малого и среднего бизнеса. «Таким образом, нас может ждать сокращение штата компаний в нескольких секторах экономики, которые до пандемии могли чувствовать себя неплохо», – заявила она в интервью WSJ.

Источник: https://www.vedomosti.ru/newspaper/articles/2020/07/12/834406-massovoe-bankrotstvo-amerikanskogo-riteila